Банки и финансыразделитель ссылочного текста №_9_2023, сентябрь 2023

Горизонты развития

Александр ТАНАС | Банк & Надзор

Молдову и Литву объединяют примерно одинаковая численность населения и советское прошлое. Казалось, что эти два обстоятельства не могут так сильно отличать, к примеру, ВВП или активы банковской системы двух республик. Но, к сожалению, в финансовом и экономическом плане граждане Молдовы намного отстают от граждан Литвы, у которых ВВП на душу населения превышает $24 тыс., а у молдаван он еще не достиг $6 тыс. В эксклюзивном интервью с председателем правления Банка Литвы Гедиминасом ШИМКУСОМ главный редактор журнала «Банки & Финансы» Александр ТАНАС интересовался литовской банковской системой, финансовыми результатами, которых достигают банки Литвы, желая показать примерные горизонты развития, которых в самое ближайшее время предстоит достичь и банкам Молдовы.

Б&Ф: Господин губернатор, что в настоящее время представляет из себя банковская система Литвы – количество банков, активы, капитал, объем кредитного портфеля?
 
Гедиминас ШИМКУС:
У нас финансово стабильная и сильная банковская система, действующая по единым европейским стандартам надзора. Хотя это было не само собой разумеющимся. За каких-то десять лет назад в банковском секторе произошла трансформация. Два банка с вредоносной моделью бизнеса были закрыты, а сектор кредитных союзов был реформирован, чтобы соответствовать более высоким стандартам качества.

В настоящее время в банковском секторе Литвы насчитывается 19 участников:

6 банков имеют банковские лицензии;
7 банков имеют специализированные банковские лицензии;
еще 6 банков действуют как филиалы иностранных банков.
 
Тем не менее, на мой взгляд, высокая концентрация банковского сектора является постоянной проблемой для страны размером c Литву. С другой стороны, здесь мы наблюдаем позитивные изменения: новые участники рынка неуклонно наращивают активы и создают больше конкуренции.

С 2018 г. Банк Литвы выдал семь специализированных банковских лицензий, две полные банковские лицензии. В Литве также начал осуществлять свою деятельность один филиал иностранного банка. Активы банков, недавно начавших свою деятельность, в том числе имеющих специализированную банковскую лицензию, увеличились в 2022 г. более чем на 60%.

По состоянию на 2022 г. общие активы банковской системы Литвы составляли 57 млрд. евро, из которых 10 млрд. евро – активы Revolut. Крупнейшие банки Swedbank, AB и AB SEB bankas владеют почти 55% активов банковской системы.

 

Филиалы иностранных банков занимают 18% доли рынка, при этом наибольшую долю занимает литовский филиал Luminor Bank AS. Все банки соблюдают пруденциальные требования, а отраслевые показатели еще раз демонстрируют устойчивость банков к потенциальным вызовам.

Кредитный портфель в 2022 г. составил 26 млрд. евро, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. на 15,5%. Кредиты домохозяйствам выросли на 13,6% и составили 13,7 млрд. евро. Бизнес-кредиты выросли на 17% – до 10,8 млрд. евро в течение 2022 г. Несмотря на более мрачные экономические перспективы, влияние на качество кредитного портфеля было незначительным, однако киберинциденты участились после начала войны России против Украины.

Б&Ф: Какой среднегодовой рост демонстрируют литовские банки?

Гедиминас ШИМКУС:
В 2021 г. активы банка выросли на 13,5% – до 42,8 млрд. евро, а в 2022 г. они прибавили  снова 11,5% без учета Revolut. Реорганизация и консолидация Revolut Group во втором квартале 2022 г. оказала значительное влияние на показатели банковского сектора (активы, депозиты). По состоянию на 2022 г. Revolut стал третьим по величине игроком на рынке. Деятельность Revolut сосредоточена на предоставлении платежных услуг, а также привлечении депозитов в различных странах Евросоюза. В конце декабря Revolut был признан Банком Литвы системообразующим финансовым учреждением.

Б&Ф: Вы могли бы назвать объем прибыли литовской банковской системы в 2022 г.?
 
Гедиминас ШИМКУС:
Согласно неаудированным данным, в 2022 г. банковский сектор Литвы получил прибыль в размере 468 млн. евро, что почти на 140 млн. евро, или на 43%, больше, чем в 2021 г. Прибыль раньше составляла примерно 300 млн. евро. В основном это связано со значительным увеличением чистого процентного дохода, который на 291 млн. евро (56%) выше, чем в 2021 г.

Прибыль в 2022 г. стала результатом чрезвычайных обстоятельств, не имевших прецедента в еврозоне – процентные ставки при избыточной ликвидности. Предварительные результаты первых месяцев 2023 г., доступные Банку Литвы, свидетельствуют о значительном дальнейшем росте доходов и прибыли банковского сектора.

Б&Ф: Какова доля иностранного капитала в литовских банках?

Гедиминас ШИМКУС:
В банковском секторе Литвы преобладают банки западного, прежде всего шведского капитала. Крупнейшие банки Swedbank, AB и AB SEB bankas занимают 55% рынка. Revolut является третьим по величине игроком на рынке с 18% долей рынка по размеру активов. Филиалы иностранных банков занимают 18% рынка, при этом наибольшую долю занимает литовский филиал Luminor Bank AS. AB Šiaulių bankas, находящийся под непосредственным контролем ЕЦБ, владеет долей рынка в 7%.

 

 


Б&Ф: Какие средние показатели рентабельности капитала и активов демонстрируют литовские банки?

Гедиминас ШИМКУС:
С точки зрения средней доходности банковского сектора в Евросоюзе, банковский сектор Литвы, а также других стран Балтии, является высокодоходным. Рентабельность активов за год увеличилась на 0,13 п.п. и составила 0,94%, при этом рентабельность собственного капитала также увеличилась на 0,3 п.п. – до 10,6%.

Б&Ф: Каков налог на прибыль коммерческих банков в Литве?

Гедиминас ШИМКУС:
В настоящее время банки облагаются 20-процентным налогом (15% обычного налога и 5% дополнительного налога), если годовая прибыль банка превышает 2 млн. евро.

Б&Ф: Насколько Банк Литвы независим от остальных ветвей власти литовского государства?

Гедиминас ШИМКУС:
Банк Литвы действует в современной западной правовой системе, которая гарантирует независимость центрального банка на уровне Евросоюза и на местном уровне. Согласно закону «О Банке Литвы», при реализации целей и выполнении своих функций Банк Литвы не может запрашивать и получать указания от учреждений и органов Европейского Союза, правительств государств-членов Евросоюза или любых других учреждений или органов. Правительство Литовской Республики и государственные учреждения должны уважать независимость Банка Литвы и не должны пытаться оказывать влияние на Банк Литвы и его сотрудников при выполнении ими своих обязанностей.

По моему личному мнению, традиция западных демократий независимого центрального банка хорошо укоренилась в Литве, и у нас хороший баланс полномочий между законодательными и исполнительными государственными органами и центральным банком. И я бы сказал, что мы конструктивно сотрудничаем с парламентом, а также с правительством и министерствами.

Б&Ф: Какие банки Литвы котируют акции на международных биржах?

Гедиминас ШИМКУС:
Акции местного AB Šiaulių bankas доступны на Балтийской фондовой бирже Nasdaq.

Кроме того, материнские банки двух крупнейших SEB и Swedbank котируются на стокгольмской бирже NASDAQ OMX.

Б&Ф: Что из конкретных монетарных мер Банк Литвы использовал для сдерживания инфляции в 2022 г.?

Гедиминас ШИМКУС:
Поскольку Литва является членом зоны евро, Банк Литвы также является полноправным членом Евросистемы. Все решения по денежно-кредитной политике в зоне евро принимаются Управляющим советом Евросистемы, состоящим из 20 национальных центральных банков и Исполнительного совета ЕЦБ. И принятые решения были действительны и в Литве.

С декабря 2021 г. Совет управляющих предпринял следующие основные меры, необходимые для нормализации и постепенного ограничения курса денежно-кредитной политики в зоне евро, а также в Литве.

Процентные ставки повышены уже в шесть раз. Ключевая процентная ставка – ставка по депозитным кредитам – недавно была увеличена с -0,5% до 3%.

Покупка чистых активов в рамках программы покупки активов была остановлена уже с июля 2022 г. Портфель в рамках программы будет сокращаться на 15 млрд. евро в месяц с марта 2023 г., как минимум, до конца июня.

Покупка чистых активов в рамках другой программы – Программа экстренной покупки в связи с пандемией (PEPP) была прекращена в конце марта 2022 г.

Б&Ф: Каково в Литве текущее соотношение между ключевой ставкой и годовой инфляцией, скажем, с марта 2022 г. включительно по февраль 2023 г.?

Гедиминас ШИМКУС:
Годовая инфляция в Литве в марте 2022 г. составила 15,6% и в последующие месяцы росла, достигнув пика в 22,5% в сентябре 2022 г. Недавно она снизилась до 17,2% в феврале 2023 г. Прогнозируется, что инфляция снизится в ближайшие месяцы по мере влияния перебоев с поставками и цен на энергоносители.

Процентная ставка ЕЦБ (депозитная ставка) начала очень быстро расти с отрицательного уровня (-0,5%) с июля 2022 г. и в настоящее время составляет 3%. Ставки были повышены, чтобы гарантировать, что инфляция в еврозоне приблизится к целевому уровню 2% в среднесрочной перспективе (в феврале инфляция в еврозоне составила 8,5%).

Важно отметить, что меры денежно-кредитной политики Евросистемы не нацелены на инфляцию в какой-либо отдельной стране, а направлены на сохранение ценовой стабильности в зоне евро в целом. В результате инфляция может отклоняться от целевого показателя ЕЦБ в 2% в отдельных странах.

Б&Ф: Что вы можете сказать про отношения Банка Литвы и его правительства с МВФ, практикуют ли они программы сотрудничества с Фондом?

Гедиминас ШИМКУС:
Литва поддерживает тесные отношения с Фондом, главным образом посредством регулярного наблюдения. Как и в большинстве стран, сотрудники МВФ приезжают в Литву два раза в год для обсуждения макроэкономических перспектив и экономической политики с должностными лицами правительства и центрального банка, а также с другими соответствующими заинтересованными сторонами. Команда миссии считается в Литве надежным советником, и власти уделяют пристальное внимание их рекомендациям по наблюдению.

За последние годы мы значительно укрепили наше взаимодействие с Фондом. Например, Литва, будучи страной с сильной внешней позицией, стала кредитором финансовых операций МВФ благодаря нашему участию в Плане финансовых операций (ПФТ) Фонда. У нас также есть двустороннее соглашение о займах с МВФ, чтобы обеспечить поддержку кредитной деятельности МВФ, в основном в интересах стран с низким уровнем дохода. Совсем недавно мы внесли свой вклад как в PRGT, так и в RST – финансовые фонды, находящиеся в ведении МВФ. Все эти вклады помогают укрепить Глобальную сеть финансовой безопасности.

Банк Литвы также активно участвует в принятии решений в МВФ. По совместному соглашению стран Северной Европы и Балтии,  Витас Василяускас, бывший управляющий Банком Литвы, с начала 2023 г. представляет регион в Исполнительном совете МВФ. На основе договоренностей и правил Северо-Балтийского округа Банк Литвы вместе с Банком Латвии и Банком Эстонии в настоящее время координирует политические позиции по основным вопросам, обсуждаемым в Совете МВФ.

Б&Ф: Как вы оцениваете надзор и регулирование банковского сектора Национальным банком Молдовы (НБМ)?

Гедиминас ШИМКУС:
Во-первых, власти Молдовы заслуживают большой похвалы за решительные действия, предпринятые для усиления надзора и регулирования банковского сектора после скандала с банковским мошенничеством в 2014 г.
Банковская система стала намного более прозрачной и устойчивой благодаря строгому банковскому регулированию и системе ПОД/ФТ. Очень важным элементом этой истории успеха является существенное улучшение институциональной независимости НБМ. Это очень приветствуется, поскольку независимый центральный банк является краеугольным камнем любой современной экономики. Преобразование финансового сектора Молдовы во многом является результатом успешной программы МВФ, утвержденной в 2016 г. и завершенной в 2020 г. Программа достигла своих целей, связанных с оздоровлением банковского сектора. Это было сделано благодаря сильной заинтересованности молдавских властей.

Также очень важно, чтобы Молдова продолжала проводить важные реформы, поскольку всегда есть возможности для улучшения. Хорошим примером является Положение об ответственном потребительском кредитовании банками, вступившее в силу прошлым летом. В Литве подобное регулирование действует уже более десяти лет, и я могу с уверенностью сказать, что решение НБМ является очень хорошим шагом в правильном направлении для дальнейшего укрепления финансовой стабильности и устойчивости банковской системы.

Наконец, я хотел бы сказать, что с началом жестокой войны России в Украине финансовые системы многих стран, особенно Молдовы, оказались под давлением, отчасти из-за физической близости к войне. Спустя год после вторжения, мы видим, что банковская система Молдовы продемонстрировала замечательную устойчивость перед лицом серьезного потрясения. Я думаю, что это лучшее свидетельство того, что реформы финансового сектора приносят значительные дивиденды.

Б&Ф: Что бы вы порекомендовали руководству НБМ, в подчинение которого с 1 июля 2023 г. переходят страховые, небанковские кредитные организации, лизинговые компании, а также сельские кредитно-сберегательные ассоциации?

Гедиминас ШИМКУС:
Банк Литвы уполномочен осуществлять надзор за поставщиками потребительских кредитов (небанковскими кредитными учреждениями, включая лизинговые компании) и посредниками в сфере потребительских кредитов с 2012 г. Затем мы утвердили Руководство по рекламе финансовых услуг, ориентированное на участников финансового рынка, за которыми надзирает центральный банк. Для защиты потребителей от безответственного кредитования и заимствования были утверждены Положения об оценке кредитоспособности потребителей и об ответственном кредитовании, которые устанавливают подробные требования к оценке кредитоспособности потребителей и устанавливают «правило 40%».

Это означает, что среднемесячная сумма кредитного платежа потребителя по всем обязательствам перед финансовыми организациями не должна превышать 40% стабильного дохода потребителя. В дальнейшем действующие требования были ужесточены и введены новые ограничения на предоставление потребительских кредитов. Например, предельный размер процентной ставки по потребительскому кредиту, установленный в кредитном договоре, снижен с 200% до 75%, а общая стоимость кредита не может превышать общую сумму кредита.

По данным Банка Литвы, среднегодовая процентная ставка снизилась с 46% до 25%. Аналогичная тенденция наблюдается и по просроченным потребительским кредитам: потребительские кредиты, просроченные более чем на 90 дней, и доля кредитного портфеля снизилась почти в три раза – с 22% до 8%.

Ключевым моментом для НБМ будет содействие развитию финансового рынка и созданию среды, привлекательной для иностранных инвесторов. Эта цель, однако, должна поддерживаться разумным процессом авторизации, чтобы гарантировать, что только финансово устойчивые лица с безупречной репутацией владеют и управляют бизнесом участников финансового рынка.

Что касается страхового сектора, мы рекомендуем внедрить процессы непрерывного, перспективного, основанного на рисках надзора, которые обеспечат тщательный анализ бизнес-модели, идентификацию рисков, измерение и мониторинг для поддержания надежного функционирования страховых компаний, небанковских кредитных организаций, лизинговых компаний, а также сельских кредитно-сберегательных ассоциаций.

Б&Ф: Как, интересно, регулируется этот сегмент рынка в Литве?

Гедиминас ШИМКУС:
У нас уже был какой-то серьезный сдвиг более десяти лет назад, когда еще в 2012 г. надзор за страхованием и финансовым рынком был переведен из отдельных учреждений в центральный банк. На мой взгляд, наш опыт доказывает, что сильный и компетентный регулирующий орган, такой как Банк Литвы в нашей стране, полезен для устойчивого развития финансового рынка.

Б&Ф: Спасибо вам за интервью!■




Председатель правления Банка Литвы в 2002 г. окончил Вильнюсский университет со степенью магистра экономики. С 2002 по 2010 гг. работал в Банке Литвы – сначала в отделе оценки результатов деятельности банков в Департаменте надзора за кредитными учреждениями, а затем в отделе финансовой стабильности Департамента экономики.

С 2010 по 2012 гг. был экспертом по финансовой стабильности в Управлении финансовой стабильности Европейского центрального банка (ECB). В Банк Литвы вернулся в 2014 г., и работал директором Службы экономической и финансовой стабильности, представлял Банк Литвы в Консультативном комитете Европейского совета по системным рискам и в Комитете по финансовой стабильности ECB.

С 25 августа 2020 г. президент Литвы назначил Шимкуса членом правления Банка Литвы. В этом качестве он курировал Управление банковского дела и Департамент финансовой стабильности, а также был альтернативным членом Генерального совета ECB, Генерального совета Европейского совета по системным рискам. В марте 2021 г. глава литовского государства предложил его кандидатуру на пост председателя правления Банка Литвы.

 

Комментарии [4]

Прокомментировать
  • 14.05.2023 18:29:55 Григоре
    Куда нашей банковской систмее до системы в Литве, так капитализация банков будь здоров!
  • 14.05.2023 18:36:51 Жоржета
    Молдавские банки тоже такими же станут, но только при УСЛОВИИ, что сюда придут хотя бы три-четьыре серьезных иноьстранных банка.
  • 14.05.2023 18:37:43 Станислав
    Хорош текст, есть четкое представление о банковской системе Литвы.
  • 18.05.2023 14:27:58 Виорел
    Я думаю, что эти данные, которые привел гувернатор Литовсчкого Банка, есть прямое свидетельство того, что сравнивать наши банковские системы пока еще очень рано. Но, надо с казать спасибо автору, что сделал полное предсчтавление того, что собой предстаавляет банковская система Литвы.

Добавление комментария

© 2008 "БиФ"

 


Error: page 369 not found
При использовании материалов гиперссылка на Profit.md обязательна.
Сейчас на сайте:
34
Всего визитов на сайт:
2506709
Уникальных посетителей:
5313765
логотип студии WebArt Pro
WebArt Pro