Банки и финансыразделитель ссылочного текста №_9_2023, сентябрь 2023

Занятость населения

Евгений ПЕРЕСТОРОНИН | Трудоустройство & Экономика

Решение этой проблемы на приемлемом уровне способно решить вопрос устойчивого роста экономики и сокращения бедности в Молдове.

Один из актуальных и широко обсуждаемых сейчас вопросов – экономический рост: его качество, источники, темпы и устойчивость. В дискуссию вовлечены политики, экономисты, журналисты. Обсуждаются проблемы экспорта-импорта, денежных переводов трудовых мигрантов. Но при этом в тени остается ключевой вопрос – занятость населения.

Проблема наличия и использования трудовых ресурсов остается острой на протяжении всех лет независимости, и поэтому требует неотложного решения. Период относительно стабильного роста экономики (если не считать эксцессного 2014 г., в котором произошла кража $1 млрд. из банков) закончился для Молдовы в 2020 г. с приходом пандемии (ВВП -7%). Несмотря на относительное восстановление за счет низкой базы 2021 г. (+13,9%) в 2022 г. Молдову вместе со всей Европой накрыл «поликризис», связанный с войной в Украине, и республика, по словам экс-премьера Натальи Гаврилицы, вступила в период рецессии: «Экономика падает из-за последствий войны в Украине: логистический, энергетический кризисы, рост цен. И нам необходимы дополнительные усилия, чтобы вернуть экономику на путь роста.

Именно поэтому предложенная нами налоговая политика сосредоточена на сохранении и открытии новых рабочих мест. Здесь я говорю о введении нулевой ставки налога на реинвестированную прибыль для микро-, малых и средних предприятий, ускоренную амортизацию инвестиций для крупных, программы возмещения накопленного НДС. Нулевая ставка лишит бюджет порядка 2 млрд. леев, но они вольются в экономику, чтобы она выстояла».

По словам Гаврилицы, национальная валюта остается стабильной, но проблема заключается в конкурентоспособности экономики и неопределенной ситуации вокруг Молдовы.

Вопрос с занятостью в Молдове прокомментировала доктор экономических наук Галина Шеларь.

 


В последние годы ситуация на рынке труда развивается во многом «независимо» от роста/падения экономики. Статистически стабильный уровень занятости (чуть выше 41%) и относительно невысокий уровень безработицы на фоне устойчивого снижения численности занятого населения, которое за последние 10 лет сократилось почти на треть. В реалиях же такая ситуация «компенсируется» неформальной (теневой) занятостью и устойчиво высокой трудовой миграцией. Это лишь подтверждает тот факт, что экономический рост сам по себе социальные деформации не устраняет.

 

Очевидно, что неформальный сектор на рынке труда по-прежнему приспосабливается к меняющимся реалиям: теперь заключаются контракты, но они зачастую носят условный, формальный характер. Реальные же отношения строятся по принципу «как договоримся».

Такие маргинальные формы отношений на рынке труда приобрели довольно устойчивый характер. И, строго говоря, нет оснований считать, что они вообще в обозримом будущем будут устранены.

Думается, это и есть та цена, которую заплатил наш рынок труда за десятилетие не очень внятных реформ.

И еще об одной иллюзии: все зависит от инвестиций, начнут инвестировать средства в экономику – и тут же все у нас получится, рост станет устойчивым, начнется всеобщее оживление и прочая благодать.

Бесспорно, инвестиции нам нужны – рабочая сила идет туда, куда идет производственный капитал. И в последние годы Молдова является наглядным тому подтверждением. Почти каждая семья сегодня имеет собственного «представителя» за рубежом. По оценкам (очевидно скромным) бюро статистики, более 10% сограждан зарабатывают на жизнь за границей. Происходит ментальная переоценка – не «жить ради работы», а «работать ради жизни». Очевидно, что и сегодня нет знания/понимания, сколько граждан страны находятся за рубежом, когда и по каким причинам они возвращаются (могут вернуться) в страну. Тогда как трудовая миграция – это та жесткая оценка населением реальных, а не декларируемых, результатов многочисленных попыток власти увязать воедино экономические и социальные аспекты развития страны.

И здесь возникает вопрос: готов ли наш рынок труда к притоку инвестиций?

 

Однозначного ответа на него, к сожалению, нет. Уже сегодня существует такой феномен: устойчивая безработица сосуществует с дефицитом рабочей силы. Скажем, переизбыток менеджеров и юристов, а требуются слесари и токари. Оказывается, нужны не просто работники, а работники определенных профессий, определенной квалификации, определенных навыков. А сегодняшний рынок труда зачастую не успевает за реальными потребностями экономики.

Демографические прогнозы также неутешительны. Начиная с 2004 г. абсолютное число людей, могущих работать устойчиво, сокращается. Прибавим к этому потерю работников от длительной безработицы: утрата квалификации наступает в среднем через год вынужденного безделья и безуспешных поисков работы (сегодня в Молдове более четверти безработного населения находится в этом состоянии более одного года). Кроме того, у нас остро не хватает людей, умеющих работать качественно. Причина очевидна – ни работодатели, ни работники чаще всего не готовы к полноценным рыночным отношениям.

И здесь напрашивается вывод – рынок труда к инвестициям не готов, более того, в определенном смысле – это тормоз для активизации инвестиционных процессов. А если рынок к инвестициям не готов, то они могут и не состояться или не дадут ожидаемого результата.

Нам необходимо переосмыслить Молдову, понять самим, что наша страна может. Пока этого не произойдет, будут устойчиво сжиматься наши преимущества и возможности, увеличивая перечень рисков для развития. С решением проблемы занятости будет решена и проблема устойчивого экономического роста и сокращения бедности.■

 

Добавление комментария

© 2008 "БиФ"

 


Error: page 369 not found
При использовании материалов гиперссылка на Profit.md обязательна.
Сейчас на сайте:
7
Всего визитов на сайт:
2519705
Уникальных посетителей:
5349017
логотип студии WebArt Pro
WebArt Pro