Банки и финансыразделитель ссылочного текста №_9_2023, сентябрь 2023

Как пережить рецессию?

Александр САНАТ | Кризис & Рецессия

Чрезмерные оптимисты поспешили выдать желаемое за действительное, заявив, что опасность финансового кризиса миновала. Однако это ни в коем случае не повлияло на позиции пессимистов, которые остаются на своих прежних позициях: кризис не закончился и грозит экономике новыми неприятностями.

Как пережить рецессию?

 

 

 

 

Виссарион ЧЕШУЕВ,
экономист

 

Ситуация будет ухудшаться до ноября-декабря’2008. Похоже, что цены на энергетические ресурсы будут расти и дальше, если сделки по фьючерсам на конец 2008 г.  такие дорогие. Полагаю, что такая ситуация станет катализатором для дешевого биологического топлива. Вспомните, так ведь уже было в 70-е годы, когда Германия смогла предложить рынку  автомобили, потребляющие 7-8 литров на 100 км.

В Молдове с ее примитивным хозяйством ничего существенного не произойдет, что даже в каком-то смысле сулит нам определенные плюсы. Это как в анекдоте: больше спишь, меньше нарушаешь. У нас нет крупных производств, которые в периоды кризисов требуют инвестиций и финансовой поддержки государства.

Мы сильно не потеряем. У нас есть преимущество – ценная рабочая сила, которая пока что востребована за рубежом. Однако с ипотечным кризисом, который после США затронул уже Португалию, Испанию, Францию, рабочие начнут возвращаться, что может уменьшить приток денег от них в страну.

Думаю, что за банками, которые рвутся в Молдову, последует финансовая инфраструктура – страховые, инвестиционные и лизинговые компании, аудит, консалтинг, и мы потихоньку будем обслуживать мировую экономику. Печально, что приход, к примеру, банков не ведет пока к снижению процентных ставок. Иностранцы не хотят внедрять на нашем рынке низкую маржу, и пользуются ставками, которые все еще очень высоки.

 

 

 Игорь КРАПИВКА,
генеральный директор
СП Orvento-Metal,
президент клуба
деловых людей Timpul

  

Нам не стоит сосредотачивать большое внимание на печальных последствиях, которые могут последовать, в случае если рецессия в экономике США будет глубокой. Задача властей и бизнеса – сохранить показатели роста экономики, которые до 2007 г. составляли 7-8%. Даже если прогноз Мирового банка о том, что в 2008 г. рост экономики Молдовы составит 5-6% и сбудется, задача не меняется – нам важно сохранить тенденцию роста ВВП.

Как это сделать? Прежде всего нужно вернуть квалифицированных рабочих домой, трудоустроить их, чтобы они получали нормальную зарплату и были в семьях, среди своих родных и близких. Потоки капитала, которые уже идут в страну, а также те, которые сейчас находятся в стадии обсуждения, следует перенаправить с потребления в сферу производств с экспортной составляющей.

Важно также не упустить из виду прямые иностранные инвестиции, а также портфельные инвестиции в акции молдавских компаний. В 2007 г. в экономику пришло $500 млн. прямых инвестиций, что является рекордным показателем для Молдовы. Ну и напоследок: незамедлительных преобразований требует совершенствование инфраструктуры рынка труда, которое руками одного государства вряд ли будет осуществлено, если бизнес,  страдающий из-за отсутствия рынка труда, не подключится к решению этой проблемы.

Бизнес-сообщество должно выступить в этом деле локомотивом, задав тон системному созданию рынка труда в Молдове. 

 

 

 Игорь ЩЕРБИНСКИЙ,
вице-президент группы компаний Daac-Hermes

 

 Кризис на фондовых рынках не должен затронуть молдавскую экономику, которая, к сожалению, носит потребительский характер. Считаю, что опасения, которые связывают с возможным кризисом, приведут к положительному для нас эффекту. Ведь товары долларовой зоны, где падает уровень потребления, становятся для нас привлекательными. Сейчас они значительно доступнее, чем несколько лет назад. Это связано с соотношением доллара и евро, которое делает эти товары заметно дешевле.

В этой ситуации печально то, что наше потребление вырастет еще больше. Поэтому очень важна политика Национального банка Молдовы (НБМ). Сейчас многое будет зависеть от того, как поведет себя лей, а главное, как на его курс будет реагировать НБМ. Ведь сдерживания курса лея опасны. В определенный момент они даже вредны, потому что в долларовой зоне, к примеру, продовольствие дешевеет, чего не скажешь про Молдову, где лей крепче доллара и евро, что делает молдавские продукты дорогими. 

До сих пор финансовые институты прикрывались инфляцией, оправдывая высокие ставки по кредитам. Это хорошо для банков и плохо для рынка, который  не развивается, когда займы дорогое, а их сроки короткие. Думаю, что нам нельзя ждать, полагая, что все изменится само собой, как и нельзя укреплять сильно лей.

Экспортные продукты, к примеру, вино, можно опустить из-за крепкого лея, который ведет к потере конкурентоспособности вин. По причине падения доллара США калифорнийские, австралийские, чилийские вина получили большую ценовую фору на мировых рынках, особенно на российском рынке, который для молдавских вин стратегически важен.

 

Рикошет  рецессии

Смягчая ситуацию от ипотечного кризиса в США, Федеральная резервная система снижает процентные ставки, делая деньги более доступными для населения и бизнеса. Этим самым Америка предлагает своим гражданам больше потреблять и тратить, что, по мнению властей, должно способствовать развитию экономики, а главное, ее оздоровлению.

Похоже на то, что и Европейский банк не будет долго сопротивляться, и бросит свой взор на экспортеров стран Евросоюза, которые проигрывают конкурентам из-за слабого доллара США к евро. Это скажется определенным образом на выполнении Европейским Центробанком другой его задачи – удерживании сравнительно низкого уровня потребительских цен.

Если говорить о действиях Америки, то совершенно очевидно, что проблемы в экономике здесь пытаются решать дешевыми ресурсами, которые сравнимы с глотком свежего воздуха для задыхающегося человека. И чтобы его спасти или помочь самому справиться с недугом, здесь расширяют доступ к финансам. Другими словами, потенциальный заемщик, которому деньги были не по карману при ставке в 4,5-5%, с учетом тенденции снижения стоимости денег такую возможность приобретает. И если резюмировать сказанное, то получается, что больную американскую экономику лечат дешевыми деньгами. 

Вряд ли кто-то осмелится сказать, что молдавская экономика чувствует себя лучше, чем, к примеру, американская, состояние которой поправляют многими вещами, включая и дешевые деньги. Понятно, что, сравнивая экономики, мы ведем речь лишь о тонусе, а не конкретных величинах или показателях экономик двух стран. Но молдавскую экономику, которая с каждым годом приобретает ярко выраженный потребительский характер, почему-то решено лечить дорогими деньгами.

В массовом порыве о важности борьбы с инфляцией, кстати, почему-то приобретающем уже размах целой кампании, в Молдове преследуют цель – сделать деньги еще дороже, чтобы они не влияли на индекс потребительских цен. В качестве одного из аргументов главных советников Национального банка и правительства используется цель – в условиях высокой инфляции население с низкими доходами становится еще беднее, а люди с достатком – богаче. В результате повышения ставки рефинансирования НБМ, процентные ставки по кредитам медленно ползут вверх, делая деньги для реального сектора экономики более дорогими, а стало быть, и менее доступными для бизнеса.

Даже та часть бизнеса, которая сегодня извлекает выгоду, с одной стороны – от неуклонного роста потребления в Молдове, а с другой стороны – на укрепляющемся лее по отношению к доллару США, что выгодно импортерам группы товаров из «долларовой зоны», понимает, что мы двигаемся по ложному и тревожному курсу.

Ее видные представители говорят, что нельзя проводить антиинфляционные меры в таком  большом отрыве от широкого комплекса мер в структурных преобразованиях экономики, которые, кстати, на самом деле не проводятся. А ведь эти преобразования должны стимулировать инвестиционную и инновационную активность в экономике.

А вместо всего этого бизнес получил более дорогие деньги, которые никак не могут носить инвестиционного характера. Совершенно очевидно, что без инвестиций, причем долгосрочных – на три-пять-восемь лет, в республике нельзя запустить конкурентное производство, хотя бы частично ориентированное на экспорт. В результате разрыв между импортом и экспортом продолжает увеличиваться, приобретая угрожающие размеры. Но разница в $1 млрд. министерство экономики не пугает, потому как есть эксперты, которые предлагают поступивший из-за рубежа $1,3 млрд. от граждан Молдовы, считать экспортной составляющей!
Чтобы утешить, а главное, еще больше упрочить такую позицию, скажем, что реально от граждан в страну постуaпает $2 млрд. И если записывать их в статью экспорта, то разрыв сальдо «импорт-экспорт» не должен пугать экономистов. Правда, он пугает ту часть бизнеса, которая пытается заниматься в реальном секторе экономики производством, стараясь хоть что-нибудь производить если не на экспорт, то хотя бы для внутреннего рынка.

Вот у этих бизнесменов иссякают оптимизм и надежда на то, что в стране будет сделано хоть что-нибудь для производственной сферы. Бизнесу, который не занят в сфере потребления, растущей в последние годы как на дрожжах, непонятно, почему проблемы своей экономики американцы лечат «дешевыми деньгами», а мы свою экономику пытаемся оздоровить «дорогими» деньгами?

Как выразился один из представителей бизнеса, нынешние условия в молдавской экономике способствуют процветанию лишь двух отраслей – торговли и банковской сферы, тогда как производственному сектору эти условия роют могилу. Главный аргумент в необходимости «подавления инфляции» в стране воспринимается данной частью бизнеса почти как вредительство или как чей-то злой умысел, которые в состоянии окончательно подорвать потенциал производственных сфер в экономике. Без учета этого антиинфляционный набор инструментов окажется половинчатой мерой, которая не приведет к ожидаемым результатам. И тогда все негативные последствия спишут на рикошет рецессии самой сильной экономики мира и его последствия на всех остальных.

Комментарии [9]

Прокомментировать
  • 24.03.2008 18:11:07 Сергей
    Нам кризис американской экономики не страшен. У нас нет производств, которые из-за этого кризиса могут стать, и людям придется оказаться на улице. У нас все проще. Произойдут незначительные коррекции. Одни богатые в результате кризиса станут менее богатыми, а другие богатые станут еще богаче. Тем же, у кого ничего не было, кризис вряд ли сможет отнять что-то существенное. Для меня все просто, там экономика слишком переоценена, а у нас она слишком недооценена. Поэтому там произойдет спад, а у нас, по идее, должен продолжиться рост, чтобы активы стали еще более литквидными, а стало быть, - дорогими. При кризисах выигрывает тот, у кого активы в сырье, материалах - что высоколиквидно ибо всегда востребовано.
  • 23.12.2013 15:52:44
  • 16.04.2015 08:24:14
  • 19.09.2016 15:40:17
  • 19.03.2017 00:12:34
  • 10.06.2019 11:23:51
  • 10.11.2019 23:06:38
  • 14.01.2021 16:51:30
  • 25.12.2022 12:59:14

Добавление комментария

© 2008 "БиФ"

 


Error: page 369 not found
При использовании материалов гиперссылка на Profit.md обязательна.
Сейчас на сайте:
8
Всего визитов на сайт:
2522804
Уникальных посетителей:
5358673
логотип студии WebArt Pro
WebArt Pro