Банки и финансыразделитель ссылочного текста №_9_2023, сентябрь 2023

Виноделие в упадке. Как избежать преград на пути молдавских вин в Европу

| Деньги & Виноделие

Самому авторитетному и признанному по количеству дипломов и медалей производителей молдавских вин – комбинату Cricova приходится выводить новый сорт винограда, необходимого в качестве купажа к винам для их соответствия европейским стандартам. Может быть, это и нерационально, но зато разумно, когда желаешь выйти со своей продукцией на западноевропейские рынки. А в противном случае европейцы просто закроют перед НАШИМИ винами шлагбаум, и дорога им туда будет надолго заказана. Виноделие называют флагманом экономики Молдовы. Успешное функционирование данной отрасли – это и престиж страны, и солидные поступления налогов в казну государства, и развитие смежных с виноделием отраслей. В канун нового для виноделов сезона о проблемах и задачах отрасли специальный корреспондент Б&Ф Владимир СИДОРЕНКО взял интервью у заместителя генерального директора комбината ПО ПРОИЗВОДСТВУ вин Cricova Дорела КОЖОКа.

 Б&ф: Что можете коротко сказать о состоянии молдавского виноделия?

Д.К.:  Если говорить коротко, то оно в тяжелейшем состоянии. Объемы экспортных продаж  в 2008 г. по сравнению с 2005 г. сократились на 37%. Подавляющее число предприятий винодельческой промышленности, в том числе и наш комбинат, из-за тяжелого финансового состояния, вынуждены были летом отправить многих работников в технические отпуска. А ведь лето – это горячая пора подготовки к сезону. Отдельные предприятия находятся на грани банкротства. А есть и такие комбинаты, на которых промышленное производство вина и вовсе свернуто.

Б&Ф: Вы имеете в виду кишиневский комбинат Vismos? Так здесь Cricova не стоит печалиться. Как-никак, на одного конкурента, причем очень солидного, меньше стало.

Д.К.:
Да не конкурентами являлись Cricova и Vismos, а родственными предприятиями отрасли. И радоваться здесь нечему. Разве можно радоваться тому, что производство шампанских и тихих вин на Vismos-е – предприятии c более чем полувековой историей, завоевавшего награды высшей пробы на самых престижных международных конкурсах, имевшего классных специалистов-виноделов, являвшимся наряду с Cricovа визитной карточкой Молдовы, - больше нет? Но самое поразительное, что высшим эшелонам власти в стране до этого нет никакого дела.

Б&Ф: А что могли предпринять правительство, парламент, президент, если  предприятие частное?

Д.К.:  Например, внести в контракт о купле-продаже комбината специальный пункт о запрете его перепрофилирования как минимум лет на 50.

Б&Ф: Издревле известно, что одна ласточка погоды не делает. Винодельческих предприятий в республике еще предостаточно, урожай винограда ожидается значительный, так что остается его только переработать и…

Д.К.:
  Повторюсь, положение дел в отрасли тяжелейшее. И не только в связи с запретом «Роспотребнадзора» на экспорт вина из Молдовы в Россию. Многим, хоть и не всем винодельческим предприятиям, экспорт продукции ныне разрешен, но, увы, нет покупателей. Ранее бывшие молдавскими «ниши» вина, сегодня, к сожалению, заставлены продукцией других стран. Кроме того, во многом к такому  критическому положению дел в винодельческой промышленности приложило руку и правительство. Например, своим запретом на экспорт вина наливом, кстати, вопреки имевшимся ранее заключенным контрактам. В результате, например, белорусские заводы вынуждены были резко сократить выпуск бутилированной продукции. Им в срочном порядке пришлось искать новых поставщиков. И они их нашли в других странах. Сегодня экспорт вина наливом разрешен. Но в связи с тем, что, по воле госчиновников, имидж молдавских предприятий как надежных партнеров изрядно подпорчен, экспорт вина наливом осуществляется в значительно меньших количествах, чем прежде. В итоге в закромах молдавских винодельческих предприятий осталось значительное количество нереализованного вина из урожая прошлых лет.

Б&Ф:  И по этой причине у виноделов сегодня острая нехватка финансовых средств для закупки винограда нового урожая?

Д.К.: Да.

Б&Ф: А если правительство директивно обяжет винодельческие предприятия в срочном порядке произвести закупку винограда нового урожая и даже, пусть и гипотетически, выделит на это дело кредиты под незначительные проценты, тогда закупочная кампания «Осень-2009» пройдёт успешно?

Д.К.: Нет! Сегодня не только значительно сузился рынок сбыта, но почти нет свободных емкостей для хранения вина, которое будет произведено из урожая винограда 2009 года. Ситуация, описанная вами, сравнима  с той, как если бы правительство, например, в жару директивно заставило  граждан закупать в магазинах молочные продукты в значительно больших количествах, чем это им необходимо, при том что в холодильнике для них места нет. Теоретически такое возможно?

Б&Ф: Нет, ведь это же абсурд!

Д.К.: Так почему же абсурд может иметь место в отношении винодельческих предприятий?

Б&Ф: Но как быть сельхозпроизводителям? Если не закупить продукцию, у них просто-напросто не будет денег к существованию. А ведь у них есть обязательства и перед банками по возврату кредитов, и перед домочадцами.

Д.К.: В нынешней ситуации виноделы могут только лишь посочувствовать виноградарям, но экономически помочь ничем не могут. Сейчас я произнесу, может, даже более нелицеприятную для них фразу, но из правды, как говорится, слов не выкинешь. Мелкие сельхозпроизводители из-за отсутствия необходимых финансовых средств, да и современных профессиональных знаний, не могут своевременно и в полном объеме производить агротехнические мероприятия в течение всего периода созревания винограда. В итоге многие виноградники болеют. И порой закупленный у них урожай является не чем иным, как ложкой дегтя в бочке меда. Может, именно поэтому многие комбинаты в последнее время предпочитают с очень большими затратами, но консолидировать сельскохозяйственные земли и высаживать собственные виноградники.

Б&Ф: Примерно лет 15 назад вы лично уверяли меня в том, что совхоз-заводы – это не что иное, как рудимент неэффективной системы социалистического хозяйствования.

Д.К.:
Был неправ. Сегодняшний опыт предпринимательства показывает, что наиболее рационально – это объединение виноделов и виноградарей в одно юридическое лицо. Причем положительный опыт уже накоплен и в Румынии и в Украине.

Б&Ф: Как говорится, виноделам-промышленникам виднее. Но все-таки интересно  узнать, насколько качественнее становятся те вина, которые уже несколько лет, из-за невозможности их реализовывать, хранятся в емкостях? В случае появления покупателей такие вина можно будет продать дороже?

Д.К.: Нет. И это однозначно. Ординарные вина хранятся в железных емкостях, а марочные выдерживаются в деревянной таре. С ординарными винами ситуация сложная. Затраты на их содержание все время возрастают, а качество вина при этом ухудшается. В результате падает цена.

Б&Ф: В официальных сообщениях рефреном звучат слова о том, что Молдова резко увеличила поставки винодельческой продукции в страны Западной и Центральной Европы.

Д.К.:
Это действительно так. Но в сравнении с теми объемами, что раньше экспортировались в Россию, они еще очень невелики. Так, в 2005 году только в Россию было экспортировано более 25 млн. декалитров, а в 2008 году весь экспорт за рубеж составил всего 11,9 млн. дал.

Б&Ф: Значит, нужно в более спешном порядке осваивать эти рынки.

Д.К.: С чем? С одним Cabernet? В европейских государствах имеются свои винные предпочтения, и к данному сорту вина они равнодушны. А если и приобретают, то разве что для  экзотики.  В странах Западной и Центральной Европы тамошние специалисты-виноделы, ориентируясь на потребительский спрос, давно уже разработали технологические инструкции по производству тех или иных видов вин. И если мы желаем (а мы этого очень хотим!) поставлять нашу продукцию на прилавки их супермаркетов, то тогда не следует игнорировать требования, которые приняты в странах Евросоюза. Так, при производстве игристых вин, изготавливаемых классическим способом, рекомендуется производить купаж из следующих вин: Chardonnay, Pinot Gri, Sauvignon, Pinot Minier. Первые три сорта произрастают на территории Молдовы, а четвертый – нет. Чтобы соответствовать западноевропейским стандартам, Cricova обратился за помощью в Национальный институт виноградарства и виноделия (НИВВ). Нам разъяснили, что данный сорт винограда ими не испытан и поэтому рекомендовать его к посадке в необходимых промышленных объемах институт не может.

При производстве красных марочных и коллекционных вин, согласно технологическим требованиям, установленным западноевропейскими виноделами, в состав купажа следует включать виноматериал сорта Syrah, а данный сорт винограда у нас также не произрастает. В НИВВ порекомендовали включать вместо него в купаж молдавский сорт Rara neagra. Возможно, что это выход, но только для молдавского рынка. В зарубежных странах данный сорт мало изучен, и поэтому не рекомендован к использованию в производстве классических красных вин.

В настоящее время на свой страх и риск комбинат ищет выход. В качестве эксперимента высадили на пяти гектарах саженцы винограда Syrah. Заключили договор о сотрудничестве с НИВВ. Не на безвозмездной основе. Теперь их сотрудники совместно с нашими специалистами осуществляют визуальные наблюдения, проводят лабораторные исследования как в период вегетации, так и после зимовки.

Б&Ф: Получается, что производственники должны заниматься научными изысканиями?

Д.К.:
Возможно, что нашему комбинату и не следует заниматься несвойственной функцией. Дело производственников – изготавливать вина, а не ставить опыты на научных делянках. Но что прикажете делать, если институт не в состоянии самостоятельно осуществить данные исследования? На это у него нет необходимых финансовых средств. А сегодня посадка только одного гектара виноградника технических сортов обходится примерно в 11 тыс. евро. Вот и приходится производственникам, как говорится, скрепя сердце предоставлять под исследования земельные угодья и отвлекать финансы из скудных оборотных средств. Нерационально? Нет, разумно. Иного выхода просто-напросто нет. Топтание на месте – движение к краху. Желаешь прийти со своим вином на западноевропейские рынки – соответствуй принятым там стандартам. Не желаешь – перед твоей винодельческой продукцией тут же закроют шлагбаум. И любой торг при этом будет неуместен!

Б&Ф: Скажите, почему сегодня у наших сограждан в сравнении с периодом, например, 20-летней давности приоритеты при употреблении напитков смещены в сторону водки и пива?

Д.К.: Здесь несколько аспектов. Основной - ценовой. Сегодня бутылка молдавского вина (0,7 литра) в магазине стоит в полтора, а то и вдвое дороже пол-литра водки. А ведь еще 20 лет назад расклад был как раз с точностью наоборот. Если бы и сегодня ценовое соотношение оставалось прежним, то и крен был бы иным. Другой аспект. Когда был поднят «железный занавес», в Молдову хлынул поток не самых высокохудожественных зарубежных фильмов, в которых герои киноэкранов пили исключительно только виски, водку и пиво. К вину даже не притрагивались. Многие наши сограждане хотели этим героям соответствовать. Хотя бы в горячительных напитках. Вспомните также, какая мощнейшая рекламная кампания была развернута на телевидении с призывом потреблять пиво. А пиво без водки, как любят повторять его потребители, - деньги на ветер.

Б&Ф: Может, предпочтение водке, а не вину связано с тем, что резко ухудшилось качество самого вина?

Д.К.: Не думаю. Будь цена водки вдвое дороже вина, чаще бы приобретали бутылки с вином. Государству следует повысить акциз на водку.

Б&Ф: А не проще снизить стоимость вина?

Д.К.: Проще – не значит лучше. Давайте немного посчитаем. Виноградари постоянно возмущаются смешными, на их взгляд, закупочными ценами на виноград, требуя кратного их повышения. Постоянно дорожают энергоносители. Не становятся дешевле стеклотара, пробка, картонные короба, этикетки. Имеющиеся производственные мощности, увы, в полном объеме не задействуются, а амортизацию необходимо начислять на всю балансовую стоимость. К тому же и на науку необходимо тратить немалые средства. Да и зарплату работникам следует выплачивать в сумме, равной отнюдь не пособию по безработице. Впрочем, разумеется, имеются и резервы по уменьшению себестоимости продукции. Мы их видим и стараемся не допускать непроизводительных потерь и трат.

Б&Ф: Но все-таки качество вина,  что находится на прилавках магазинов, оставляет,  к сожалению, желать лучшего.

Д.К.: А я не утверждаю, что в сравнении с периодом Советского Союза качество всего производимого бутилированного вина в республике сегодня не ухудшилось. Да, по-иному и быть не могло. В начале 90-х годов ХХ века на территории тогда еще Молдавской ССР функционировало всего 10, от силы 12-ть комбинатов вторичного виноделия, которые доводили вино до необходимых стандартов и разливали по бутылкам. Остальные предприятия винодельческой отрасли являлись либо предприятиями первичного виноделия, либо винпунктами. А сегодня в Молдове действует свыше 60-ти предприятий вторичного виноделия.

Лицензии на производство бутилированного вина выдавались и тем экономическим агентам, чьи производственные мощности основывались в первую очередь на оборудовании предприятий первичного виноделия. При том что, уж поверьте мне на слово, для производства бутилированного вина у них не  было и других необходимых условий, и в первую очередь квалифицированных кадров. Да и контроль со стороны государства над качеством винодельческой продукции был значительно ослаблен.

Б&Ф: В 1995 г. количество виноградников технических сортов составляло 186 тыс. гектаров, а к 2006 году их площадь уменьшилась на 18% и составила всего 128 тыс., а урожай винограда технических сортов за анализируемое 10-летие также сократился на 40% и составил 460 тыс. тонн. В то же время производство натуральных вин из винограда с 1995 по 2005 гг. увеличилось на 290% и составило 36 млн. декалитров, из которых в страны СНГ  экспортировано 32 млн. В 2008 г. неожиданно зафиксирован спад более чем на 40%, и производство вина составило лишь 15 млн. дал. Примерно такое количество вина было произведено в 1990 году. Как комментировать эти данные?

Д.К.: Ну, за такими комментариями нужно обращаться не ко мне. Возможно, были допущены технологические отклонения при производстве вина.

Б&Ф: Воду, что ли, в него подливали?

Д.К.: Не знаю. В фальсификации комбинат Cricova никогда замечен не был. И лично я фальсификацией никогда не занимался. Данный  вопрос следует переадресовать органам  государственного  контроля. Но хотел бы заметить, что в определенный период времени многие винодельческие предприятия восполняли нехватку виноматериалов путем их завоза  из других стран, например, Болгарии, Румынии, Украины.

Б&Ф: А затем уже наши предприниматели, разлив «забугорные» виноматериалы в бутылки, выдавали их за молдавские вина. Так, может быть, главный санитарный врач России был прав, подписав приказ о запрете экспорта молдавского вина?

Д.К.: Нет, он не прав. И даже очень. Запрет ударил по всем без разбора. И по тем, кто не допускал фальсификации вина и дорожил своей маркой, и по тем, кто о качестве своей продукции задумывался меньше всего. Правое дело неправовыми методами не делается. И эмбарго «Роспотребнадзор» несправедливо наложил на вина Cricova и десяток других молдавских винодельческих предприятий, не допускавших нарушений технологического процесса, изготавливавших вина в строгом соответствии с российскими стандартами. В народе бытует такое выражение, как «продажная пресса». Вы согласны с тем, что все журналисты поголовно продажные?

 

Б&Ф: Разумеется, нет!

Д.К.: Вот и я об этом.

Б&Ф: Спасибо за беседу. Предпринимательской удачи вам!

Д.К.: А я в свою очередь хочу поблагодарить редакцию журнала Б&Ф, предоставившую  возможность высказать свое мнение о состоянии дел в виноделии. К сожалению, производственникам слово в последнее время на страницах печатных СМИ предоставляют очень редко.
 

Комментарии [5]

Прокомментировать
  • 21.09.2009 19:17:44 Сева
    От конкурентов приходилось слышать, что Cricova не нуждается в экспорте, имея хороший объем продаж внутри Молдовы. Хотя такое предприятие наверняка имеет нишу и в других странах. Недруги старой власти в отарсли виноделия жалуются, приводя конкретные суммы потерь отрасли в $700 млн., которые виноградарство и виноделие понесли от ошибок руководства страны в торговле с Россией. Насколько эти цифры близки к реальности?
  • 07.05.2013 10:11:37
  • 06.07.2014 21:07:06
  • 19.08.2015 00:45:23
  • 06.11.2016 11:07:17

Добавление комментария

© 2008 "БиФ"

 


Error: page 369 not found
При использовании материалов гиперссылка на Profit.md обязательна.
Сейчас на сайте:
6
Всего визитов на сайт:
2523130
Уникальных посетителей:
5359860
логотип студии WebArt Pro
WebArt Pro