Банки и финансыразделитель ссылочного текста №_9_2023, сентябрь 2023

Подавление инфляции дорогими деньгами

Думитру УРСУ, председатель Ассоциации банков Молдовы (АБМ) | Точка зрения

Увеличение НБМ норм обязательного резервирования привлеченных денег для банковского сектора почти на 40% создаст определенные трудности не только банкам, но и реальному сектору экономики.

 От перемены мест слагаемых сумма не меняется?

Банковские пассивы, или ресурсы, формируются из собственного капитала, заемных средств от населения и экономических агентов, а также привлечения иностранных кредитных линий. Существуют четыре главные направления размещения этих средств: кредитование (основная  деятельность банков), валютные операции и операции фондового рынка, государственные ценные бумаги (ГЦБ) и сертификаты НБМ. И если НБМ выдвинул требование повысить норму обязательного резервирования, банки вынуждены будут уйти полностью или частично из каких-то секторов. Трудно для всей банковской системы почти на 40% увеличить норму, так как для этого необходимо дополнительно найти более 1,55 млрд. леев. Банки придут к простому решению: во-первых, часть ресурсов, накопленных в государственных ценных бумагах или в сертификатах НБМ, будут перенаправлены для пополнения  обязательных резервов. Во-вторых, это очевидно, банки снизят кредитование реального сектора экономики. И в-третьих, эта мера вынудит банковский сектор повысить процентные ставки как на депозиты, так и на кредиты, что вновь отрицательно скажется на экономических агентах.

Банковский рынок не дестабилизируется

С увеличением обязательных резервов удар в первую очередь пришелся по банкам, но это не дестабилизирует банковский рынок. Рост норматива вызовет перенаправление финансовых ресурсов с одного сегмента денежного рынка на другой, при этом доходность банков, естественно, уменьшится. Если мы повышаем обязательные резервы на 37,5%, это и будет недобором прибыли для банков. За деньги, которые пойдут на выполнение нормы обязательного резервирования, банки получат от НБМ в среднем около 0,5%. Это очень малые комиссионные. Если бы эти деньги были свободными, то банки только по ГЦБ могли получить 18-20%, а  по кредитам – до 25%. Будут потери в доходах банков, но не потери ликвидности банковской системы в целом. Я больше, чем уверен, что ни один банк не уйдет с рынка. Банки у нас достаточно стабильные, они имеют неплохой менеджмент. Все 16 банков выстоят, так как у банковского сектора есть ликвидность и резервы маневрирования, а также возможность позаимствовать друг у друга свободные ресурсы.  

Война потребительским кредитам?

Возможно,  что на государственном  уровне решили сократить объем потребительских кредитов. Во всей массе кредитных вложений определенное место занимает потребительское кредитование, уровень которого значительно вырос за последние годы. И высокие темпы потребительского кредитования – это и инфляционные ожидания. Понятно, что НБМ стремится любыми методами уменьшить динамику роста потребительского кредита. В этом случае он увеличивает норму обязательного резервирования. Подразумевается, что банки должны уйти из этого сектора. Но это вовсе не значит, что банки и клиенты уйдут оттуда полностью, это не так легко. Существуют кредитные контракты между банками и экономическими агентами, есть кредитные линии. И банки должны выполнить обязательства, предусмотренные соответствующими контрактами.

КБ могут частично прекратить кредитование правительства через ГЦБ

Если банки частично уменьшат объем покупки государственных ценных бумаг, практически будет сокращено кредитование правительства. Ведь сейчас банки фактически кредитуют правительство, покупая государственные ценные бумаги. Это информация к размышлению для минфина. Мера вынужденная, так как банки, для выполнения требования НБМ, не в состоянии за месяц-полтора изыскать дополнительные средства, в том числе за счет привлечения дополнительных ресурсов от населения.  

Сегодня им легче технически уйти с рынка государственных ценных бумаг. Аукционы по продаже ГЦБ проводятся еженедельно. Продавец один – министерство финансов. На аукционах выставляются, к примеру, ГЦБ на 30-40 млн. леев, и обычно все сертификаты находятся в кредитном портфеле банков или инвесторов. На данный момент соотношение таково: около 94% держателей ГЦБ  – банки и около 6% – инвесторы, которые скупают их через КБ в свой кредитный портфель, чтобы заработать на этом.  Если банки  не будут продлевать кредитование, то министерство финансов должно их выкупить. Ценные бумаги либо останутся у него в портфеле, либо оно кому-то их продаст. Но пока министерство должно найти дополнительные средства, чтобы выкупить ГЦБ у тех банков, у которых будут проблемы с ликвидностью. А у некоторых банков такие проблемы могут быть. Есть ли средства у минфина? Наверное, при принятии решения о значительном повышении нормы обязательного резервирования его последствия были детально продуманы.

Конечно, не все банки ринутся продавать ГЦБ, так как 18-20% – ставка весьма выгодная, когда мы говорим о годовом исчислении инфляции в пределах 11-12%. Положительная маржа 6%. Это произойдет только в крайнем случае, если они не найдут других источников пополнения нормы обязательного резервирования.

Кредитование может снизиться на 10-15%

Альтернативным источником денег могут, быть вклады населения. Но для того чтобы аккумулировать больше средств, банки пойдут на повышение ставок по депозитам. Если сегодня средняя процентная ставка в леях, допустим, составляет 14-15%, то в ближайшее время, за два-три месяца, она может вырасти до 18-20%. А что будет тогда с кредитами? Насколько уменьшится процент кредитования банками реального сектора экономики, трудно сказать, так как у каждого банка есть своя  ликвидность. На мой взгляд, кредитование экономики временно может снизиться на 10-15%. А увеличение процентной ставки по кредитам дойдет до 27-30%.

  

 

Инфляция и макроэкономические теории

По классическим экономическим теориям, если деньги дорожают, на них меньше спрос. В стране просто-напросто повысится стоимость кредитных ресурсов в надежде, что тогда меньше денег будет в обращении, что снизит уровень инфляции. Это хорошо теоретически. Но, с другой стороны, когда дорогие деньги, а кому-то позарез нужны средства, к примеру, на зерноуборочные или другие сельхозработы, они наверняка будут брать кредит под любой процент. Тогда какова будет стоимость готовой продукции (с учетом повышенных ставок по кредитам)? Встает тогда и вопрос о конкурентоспособности дорогой продукции на отечественных и зарубежных рынках.

Существует  и другая теория – теория спирали инфляции. С одной стороны, мы думаем, что удорожание денег уменьшит спрос на них, но, с другой стороны, когда увеличивается стоимость денег и экономические агенты вынуждены брать дорогие кредиты, это может возродить новую спираль инфляции. Я думаю, что уровень инфляции будет больше, чем 10-12%. Первоначально у нас был заложен годовой уровень инфляции в 10%, затем, по расчетам специалистов Международного валютного фонда (МВФ), – 12%. Не думаю, что мы остановимся на 12%, потому что не все зависит от Молдовы.

Комплекс мер

Для снижения темпов инфляции правительство и НБМ стараются внедрить целый комплекс мер. Кроме ужесточения монетарной политики, в соответствии с рекомендациями МВФ, которые для Молдовы чуть ли не закон, предпринимается и налогово-бюджетная мера. Она подразумевает пересмотр бюджета-2008 и установление «нулевого» бюджетного дефицита. И третья мера, осуществляемая скорее административным способом,  – это антимонопольная политика, проводимая Агентством по защите конкуренции. Явно ненормально для цивилизованной страны, когда цены на сахар вырастают за ночь на 30-40%, а цены на мясо завышаются искусственно длительное время. Когда речь идет о теневой экономике, контрабанде или картельном  сговоре производителей, оптовиков, тогда этим должны заниматься соответствующие органы.

Молдова на национальном уровне принимает конкретные меры. Но много внешних факторов, которые влияют на инфляцию, – стоимость нефти, стоимость продовольствия на мировых рынках. Мы импортируем инфляцию. Мы должны отдавать себе отчет, что не все зависит от нас. Трудно остановить в республике те процессы, которые происходят на региональном и на мировом уровне, так как наша экономика тоже подвержена процессам глобализации экономик мира.

Два-три месяца ожиданий?

Нам следует подождать два-три месяца, чтобы определить тенденции процесса инфляции. Это необходимо и для прогнозирования инфляции до конца года,  чтобы посмотреть, каковы результаты предпринятых мер. За это время можно проследить в динамике: снизились темпы инфляции или остались на прежнем уровне? Спад означал бы снижение годового уровня инфляции. Если темпы останутся на прежнем уровне, то можно сказать, что эти меры, какими бы жесткими они ни были, не имели спонтанного эффекта. Тогда нам придется еще некоторое время выждать. Важно, чтобы, при возможных благоприятствующих тенденциях уменьшения темпов роста инфляции, НБМ своевременно отреагировал на эти процессы  и уменьшил  норму обязательного резервирования.

Комментарии [3]

Прокомментировать
  • 03.09.2015 12:40:53
  • 17.11.2016 05:23:32
  • 01.01.2020 20:26:59

Добавление комментария

© 2008 "БиФ"

 


Error: page 369 not found
При использовании материалов гиперссылка на Profit.md обязательна.
Сейчас на сайте:
25
Всего визитов на сайт:
2522968
Уникальных посетителей:
5359369
логотип студии WebArt Pro
WebArt Pro