Банки и финансыразделитель ссылочного текста №_9_2023, сентябрь 2023

Европейская цена косовского эксперимента и возможность его применения в Молдове

Сергей БАЛАБАН | Мы & Мир

Год назад бывшая окраина Югославии Косово объявила себя «независимой республикой». К сожалению, Объединенная Европа, взявшая на себя опекунство над этим регионом, за десять лет политических, военных и экономических инвестиций так и не смогла обеспечить государственности края, а о независимости там только мечтают.

 Группа из двух десятков журналистов-международников из Украины, России, Белоруссии и Молдовы, под патронатом и при финансировании фонда Томсона из Великобритании,  в течение недели, занималась изучением  «косовского вопроса». В работе группы довелось поучаствовать и автору этих строк.  Будучи приверженцем идеи того, что в основе  любого военного и политического конфликта заложены экономические интересы, я интересовался прежде всего этим аспектом внедрения американского проекта на территории Европы.

Для начала небольшой экскурс в прошлое.

ЗАРОЖДЕНИЕ КОНФЛИКТА

В восьмидесятых годах прошлого столетия Европу охватила идея создания евровалюты в противовес доллару.  США такие планы, по понятным причинам, не устраивали. Командой президента Рейгана был создан план развала финансового союза Европы, началом чего стал обвал британского фунта стерлингов, отодвинувшего введение  единой валюты на семь лет. И все же процесс евроинтеграции было уже не остановить. В конце девяностых  США, через влиятельное НАТО, была предпринята последняя попытка предотвращения введения евро – развертывание войны на Балканах. Убедить Европу в необходимости такого шага оказалось просто – мол,  необходимо погасить межэтнический конфликт, который якобы мог перенестись на весь континент. И второй аргумент – нужно было не упустить возможность воспользоваться слабостью России и поставить на колени Белград, а  затем аннексировать богатую природными ресурсами территорию Косово. Далее «дело техники» - последовали провокации. Опыта в этом у инициаторов было достаточно. Просвещенная Европа, имеющая многовековой опыт решения конфликтов мирными средствами, поддалась заокеанскому влиянию, за что еще долго будет платить высокую моральную и материальную цену.

ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Пока что Косово признали 58 государств. В стране формально имеются парламент, президент и правительство, но реально ею управляют европейцы  через международные и специально созданные организации. Одна из них -  Международный гражданский офис   (EUSR), которая определяет законодательство и, при желании, способна изменить даже состав правительства. Организация сформирована и финансируется  25 странами Евросоюза. Только на разработку 150 косовских законопроектов она уже потратила 400 млн. евро. По словам руководителя EUSR Петера Файфа (Pieter Feith) главная цель организации – «создание основ нового государства и подготовка его к вступлению в ЕС». И тут  же  он уточняет – «для принятия в ЕС требуется консенсус всех ее членов, а единства в этом вопросе пока нет.  Румыния, Словакия, Греция, Кипр и Испания не признали Косово». Вмешательство в процесс EUSR не помогает, а мешает созданию государственности Косово, так как эта организация не признана мировым сообществом, а  Белград с союзниками отказывается с ней сотрудничать.

Полицию, следствие и суд заменяет EULEX в сотрудничестве с OSCE.  Но последнюю, как и ООН,  не хотят видеть уже в Приштине, так как  в этих организациях состоят Сербия и Россия. EULEX косовары скорее терпят как силу, сдерживающую внутреннее и внешнее насилие.  Преступность в стране  чрезмерно велика. Неудивительно, что здесь 70% социально активного населения (в возрасте до 35 лет) получает в среднем по 2 евро в день. Официальная безработица – на уровне 40%, а средняя зарплата у работающих не превышает 250 евро. «А и зачем работать, когда многочисленные родственники из-за рубежа перечисляют больше (по их меркам) – деньги, товары и продукты?» – рассуждают многие жители Косово. «В страну даже листья салата привозят из Греции, хотя брось семена в землю, и они вырастут сами», – сказал один из местных собеседников.

 

 

 

ФИНАНСЫ И ЭКОНОМИКА

В искусственно созданной республике нет своей национальной валюты - в обороте используется  евро. Нет национального банка, да и вообще своих банков. Они их давно продали.  Денежный оборот контролируют на 70% два европейских банка – ProCredit Bank и Raiffeisen Bank. Они поделили не только финансовый рынок, но даже улицы в Приштине. А засилье их рекламы в городе очевидно.  И этому есть простое объяснение – банки активно кредитуют малый бизнес. Ставки, по молдавским меркам, вполне приемлемы – до 14%. Но там говорят, что такие требования банков завышены, предприниматели хотят западноевропейские 5%, но страновой риск не позволяет этого сделать, хотя уровень просроченных кредитов вполне приемлем и не превышает 2%.

Промышленности практически нет, бывшие заводы простаивают или разрушены, из местной продукции в магазинах удалось найти только пиво и конфеты. Если раньше в крае добывали и экспортировали никель, медь и олово, то сейчас основным предметом экспорта является металлолом.

По словам вице-премьер-министра Хайреддина Кучи (Hajredin Kuci), бюджет региона составляет 600 млн. евро, и в основном пополнятся за счет косвенных налогов, из которых треть направляется на социальные выплаты, в основном на выплату пенсий – 50-90 евро на пенсионера. Пенсионная система для работающих организована по принципу пенсионных фондов с прямыми отчислениями от заработанного.

Бюджет выделяет сербским общинам  18% собранных средств.  Деньги частично расходуются на оплату энергоресурсов, так как жители региона уже десять лет не платят за электроэнергию, которая отбирается из транзитного потока Словении. Неудивительно, что при таких условиях население отказывается от газа и центрального отопления.

Наряду с этим на всей территории этого края развернуто грандиозное строительство социальных объектов, жилья, дорог и мостов. Судя по всему, Европа готовит  инфраструктуру для дальнейшей, уже экономической аннексии - ведь военные затраты нужно будет оправдать. Пока этому мешает неопределенность  с вопросом  собственности на территории Косово, которая юридически все еще принадлежит Сербии, хотя фактически ею давно управляют европейцы и американцы.

В то, что Косово пустят на равных в ЕС, не верят даже сами косовары – «скорее развалится само ЕС», хотя там уверены, что если это произойдет, то значительно раньше, чем туда примут Украину или Молдову.

По мнению председателя сербского национального совета Рады Трайкович, все Косово превратилось в анклав,  из которого уже  изгнано коренное сербское население. Те, кто остались, порядка 150 тыс. человек, сосредоточены в северной части региона и города Митровицы.

Сомнения по поводу скорого вступления Косово в ЕС вполне основательны, особенно  на фоне серьезных предположений, что европейцы со временем придумают для этого региона специальный статус, схожий с резервациями аборигенов в США.  Зачем  ЕС открывать границы  криминализированному обществу иждивенцев, если европейский капитал при необходимости и так  войдет в страну, тем более что  законы, в том числе налоговые, EUSR уже подготовил для такого вторжения. Еще несколько лет – и земля, и оставшиеся производства обесценятся полностью, а работоспособное население, для того чтобы выжить,  будет готово на любые условия, предложенные Западом. По примеру Молдовы, для того чтобы у ЕС было достаточно аргументов против принятия к себе Косово, в Митровице всегда будет поддерживаться напряженность – «с нерешенным внутренним конфликтом не примем».

Косвенно эти слова подтвердил пожилой житель Митровицы, который, узнав откуда мы, красочно и в подробностях рассказал о жизни сербов в Косово. Он считает, что международные силы никогда не уйдут из региона – «зачем, когда они бесконтрольны, а  зарплаты у них по 10 тыс.  евро».  О том, что рассадником коррупции на этой территории являются сами «миротворцы», слышали мы как от сербов, так и албанцев. Официально же представитель еврокомиссии Резо Давиди (Renzo Davidi) под нажимом журналистов признался, что из 2,5 млрд. евро, которые выделила Еврокомиссия на восстановление  Косова, 70% пошло на организационно-техническую помощь.

ОКУПАЕМОСТЬ ПРОЕКТА

Вряд ли обычные европейцы знают, какую цену им приходится платить за свою чрезмерную внушаемость. Несмотря на нашу настойчивость в этом вопросе, узнать удалось не так уж много, а вице-премьер Косово, не стесняясь камер, вообще отказался  назвать хоть какие-то цифры внешних инвестиций. Пришлось считать самим. Суммировав вышеназванное, уже получается 2,8 млрд. евро. К ним можно прибавить и годовой  бюджет EULEX в 200 млн. евро, который идет на содержание 2,5 тыс. персонала, и 500 млн. евро от Еврокомиссии на развитие энергетики и инфраструктуры. Такая же сумма в регион поступает от  200-тысячной  европейской диаспоры албанцев.  

Кроме Европы, в Косово направляют финансовую помощь Саудовская Аравия и другие страны арабского мира, а США финансируют военное присутствие. Не забывает о своих соотечественниках и официальный Белград, ежегодно перечисляя в регион проживания сербов порядка 500 млн. евро, которые идут в основном на повышенные зарплаты квалифицированных специалистов, оставшихся на враждебной территории.

По самым скромным подсчетам, за десять лет в Косово поступило около 10 млрд. евро, и это без учета военных расходов. Разделив их на 1,8-2,3 млн. проживающих здесь граждан (точной цифры нет, так как последняя перепись проводилась 15 лет назад), получается, что на каждого косовара уже пришлось  по 0,5 млн. евро. Но почему же тогда  в бедных числится 50% населения? Ответ прост – часть денег возвращается, часть разворовывается, а оставшаяся используется на создание пока еще малоэффективной инфраструктуры

Из перспективных планов известно, что на 2009-2010 гг. консорциум из 25 европейских стран через EUSR намерен направить в Косово 1,5 млрд. евро, а  Еврокомиссия выделит еще 190 млн. евро, из которых 25 млн. пойдут на строительство домов правосудия, 20 млн. – в энергетический сектор и 7 млн. евро – на строительство мостов.

Судя с эмоциональной точки зрения, население устало от конфронтации и готово на компромиссы со своими бывшими врагами. Албанцы себе могут это позволить, опираясь на опеку со стороны США , европейцев и пакет требований по вступлению в ЕС, чего не скажешь о сербах, в большинстве своем изгнанных из Косово. У последних вся надежда на Россию, и они даже  в плакатах на улицах северной Митровицы призывают ее к активным действиям.  Интересно, что к Украине у сербов противоположное отношение. Причина в том, что администрацию Митровицы представляют украинские миротворческие силы UNMIK во главе с бывшим вице-мэром Львова, которые, по мнению сербов, «делают все возможное, чтобы изгнать их из родных мест». И действительно, глава Митровицы Ярослав Козак – прекрасный, но зависимый человек, заметно побаивался посещения северной части города.

Отношение к Белоруссии и Молдове с обеих сторон нейтральное. Приштина рассчитывает на официальное признание, а сербы  - на политическую и экономическую помощь.

РЕПЛИКАЦИЯ С ИМПЛЕМЕНТАЦИЕЙ  

Будучи в Косово, я постоянно задавался вопросом: а возможен ли перенос косовского опыта аннексии на территорию Молдовы? Вывод неутешителен – скорее да, чем нет. Причем такую операцию потенциально может проделать любая из заинтересованных в дестабилизации республики сторон. Приднестровье тут ни при чем, с ним и так все достаточно ясно. Россия вряд ли когда-то пожелает ослабить свое влияние на этот регион, а если и пойдет на этот шаг, то за очень высокую цену – отказ Молдовы от   евроинтеграции. А «доброжелатели» могут раскачать ситуацию на юге республики, где компактно проживают этнические турки, которые уже успели создать свою автономию – Гагауз Ери (гаг. Gagauz Yeri).  Очевидно, что сколько бы Кишинев ни предоставлял этой территории свободы, ее (свободы) будет всегда мало. Не поможет даже сходство религий – гагаузы православные. Первые признаки внешнего вмешательства, как и первые признаки недовольства центральной властью гагаузскими радикалами, можно заметить уже сегодня.  Но, пока Кишинев выдерживает нейтралитет в отношениях к двум известным сверхдержавам и проводит лояльную политику к региону, обстановка будет оставаться на грани стабильной.  Изучение косовского опыта новым парламентом, безусловно, поможет укрепить молдавскую государственность.

Р.S.


Косовские албанцы и сербы остаются дружественны Молдове и ее гражданам. Между двумя странами существует безвизовый режим, и, как заверило руководство  EULEX, там его отменять не собираются, хотя молдавские власти с настороженностью относятся к посещениям своих граждан криминогенного Косово. В целом позиция официальной Молдовы была высказана еще в феврале 2008 г. Ее лейтмотив – «отношение Молдовы к этой территории будет определяться исключительно на основе учета позиции международно признанного государства – Республики Сербия, положений Хельсинкского Заключительного акта, Устава ООН и всей суммы действующих принципов международного права».

Комментарии [7]

Прокомментировать
  • 04.12.2013 16:20:41
  • 22.08.2015 00:58:29
  • 18.11.2016 05:46:41
  • 11.05.2017 22:03:28
  • 21.05.2018 08:18:07
  • 29.11.2018 04:33:25
  • 08.04.2022 06:54:15

Добавление комментария

© 2008 "БиФ"

 


Error: page 369 not found
При использовании материалов гиперссылка на Profit.md обязательна.
Сейчас на сайте:
8
Всего визитов на сайт:
2523137
Уникальных посетителей:
5359895
логотип студии WebArt Pro
WebArt Pro